Войсковое казачье общество Всевеликое Войско Донское Официальный сайт

Объединить усилия казачьих обществ и государства

13.10.2015

В работе круглого стола «Патриотизм – как национальная идея. Роль казачества в становлении и укреплении российской государственности», состоявшегося в рамках проведения V Всемирного конгресса казаков, приняли участие свыше 40 делегатов форума.

Вел заседание Андрей Венков, доктор исторических наук, заведующий лабораторией «Казачество» ЮНЦ РАН, профессор. Он рассказал о старте пилотного проекта, в соответствии с которым в станицах и хуторах Войска Донского создаются военно-исторические молодежные клубы, носящие наименования формировавшихся тут казачьих полков. Отправным моментом предложено считать Первую мировую войну, в годы которой казачьи части и подразделения проявили свои лучшие качества: удаль, отличную выучку, силу духа.

Андрей Венков обратил внимание делегатов на проблему подготовки педагогических кадров на селе. Из-за реформирования в системе высшей школы в ближайшее время можно ожидать дефицита учительского состава сельских школ, особенно преподавателей истории и литературы. То есть, тех специалистов, которые во многих казачьих регионах несут большую нагрузку в проведени работы по патриотическому воспитанию детей и подростков. Этой проблеме необходимо уделить серьезное внимание.

Деловой тон разговору также задало выступление войскового атамана Кубанского казачьего войска Николая Далуды.

Было отмечено, что на Кубани продолжается формирование непрерывной системы казачьего образования, так как молодежный фактор играет большую роль в развитии всех сфер жизнедеятельности казачьих обществ. В Кубанском казачьем войске насчитывается 45 тысяч реестровых казаков, которые приняли на себя обязательства по несению государственной службы. Положительная динамика налицо, но ее темпы все еще недостаточны. Поэтому большие надежды возлагаются на казачью молодежь. Ныне только на территории Краснодарского края осуществляют работу 6 казачьих кадетских корпусов, в которых обучаются около 1100 кадет. Ставится задача не просто формировать будущий контингент для военных вузов страны, необходимо воспитывать и обучать тут будущих атаманов казачьих обществ Кубанского казачьего войска. Для этого выстраивается система непрерывного казачьего обучения. Одним из его элементов стала подготовка учебной и вспомогательной литературы об истории и обычаях кубанских казаков, адаптированной для восприятия учащимися общеобразовательных школ разных возрастов.

Сейчас на Кубани 1410 казачьих классов, в которых обучаются 41 тысяча детей. Большинство из них посещают школьные занятия в казачьей форме одежды. С ранних лет у ребят закладываются такие важные качества, как уважение к старшим, привычка к общественно полезному труду, любовь к Родине и готовность защищать ее.

Факультативные занятия по казачьей культуре проводят в крае 980 наставников из числа наиболее уважаемых членов казачьих обществ, которых каждый год готовят по определенным программам. Благодаря этому закладываются основы преемственности казачьих традиций, казачьи общества прирастают грамотными, образованными, патриотично настроенными молодыми людьми.

Большой резонанс среди участников диспута вызвало выступление атамана посольского австралийского отдела Забайкальского войскового казачьего общества Семена Бойкова. Он, в частности, предложил российским законодателям в кратчайшие сроки и безотлагательно разработать и принять законопроект, в соответствии с которым можно было бы беспрепятственно предоставлять российское гражданство потомкам казаков, которые были в свое время вынуждены покинуть Родину по политическим мотивам. Они тоже – патриоты России и готовы внести свой вклад в укрепление ее экономической мощи, обороноспособности, укрепления авторитета на международной арене. Но в случае, если они сохранили русский язык, культуру, традиционную казачью религию, поддерживают Россию и отстаивают ее интересы, не нарушают законы России.

Это предложение было оформлено в качестве заявки в итоговую резолюцию круглого стола и всего конгресса.

Опытом работы по военно-патриотическому воспитанию детей-сирот и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поделился с коллегами атаман Калужского ОКО Центрального казачьего войска Борис Комиссаренко. В этом казачьем обществе разработана и осуществляется программа, позволяющая повысить социальную защищенность детей и подростков этой категории, осуществить их моральную и юридическую поддержку. Причем важная роль в этой деятельности отводится казачьему обществу, которое призвано в известной степени заменить детям семью. Им уделяют внимание, воспитывают в казачьем духе, готовят к армейской службе. С ними продолжают плотно работать и после призыва в ряды Вооруженных Сил, помогают быстрее адаптироваться в воинских коллективах.

В завершении заседания слова попросил атаман Калмыцкого казачьего округа ВКО «Всевеликое войско Донское» Эрдни Манжиков. Он отметил, что абсолютное большинство программ и проектов по военно-патриотическому воспитанию казачьей молодежи, которые реализуют казачьи общества, основываются на личном энтузиазме самих казаков и спонсорской помощи сочувствующих лиц и организаций. По его мнению, это неправильно: финансирование такой деятельности должно проводиться на федеральном уровне. Предложение об этом было внесено в проект резолюции круглого стола.