Войсковое казачье общество Всевеликое Войско Донское Официальный сайт

С днем рождения!

27.03.2015

Казаки ГКО «Азовское» Всевеликого войска Донского поздравили с днём рождения почётного казака, участника Великой Отечественной войны, ветерана 5-го Донского казачьего кавалерийского корпуса Василия Ивановича Зуева. 24 марта он отметил 91-й день рождения.

Заместитель атамана ГКО «Азовское» Виктор Суховатов и 8-летний вице-приказный Серёжа Стельмах от имени казаков и атаманов Всевеликого Войска Донского поздравили именинника и по поручению главы администрации Азова И. А. Щипелева вручили бойцу 5-го Донского казачьего кавалерийского корпуса Василию Ивановичу Зуеву юбилейную медаль «70 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.».

Василий Иванович Зуев родился 24 марта 1924 года в селе Левая Россошь Воронежской области. Еще ребенком вместе с родителями переехал в Азов. Здесь закончил семь классов и пошёл учиться по специальности «судовой моторист» в Азовское училище №17. Проходил практику в селе Кагальник на парусно-моторной шхуне «Камбала» и на небольшом грузовом судне «Полюс» в Азовском порту. Осенью 1941 года призван на службу и направлен в Таганрог, но оставлен до особого распоряжения в Азове, так как ему ещё не исполнилось 18 лет. Весной 1942 года Василий Зуев был направлен в 116-ю Донскую казачью кавалерийскую дивизию. Гвардии казак (рядовой) 47-го гвардейского кавалерийского Донского казачьего ордена Богдана Хмельницкого полка 5-й ДКККК. Награждён двумя медалями «За отвагу», медалью «За боевые заслуги» и многими памятными медалями. После демобилизации вернулся в Азов. Работал водителем на хлебозаводе и 25 лет на заводе КПО.

Вот, что рассказал фронтовик о далеких 40-х.

«…Служба началась с самого простого - меня учили ездить верхом. До этого мне не приходилось иметь дело с лошадьми. Во время обучения я часто падал. Не зря говорят, что за одного битого двух небитых дают. В последующие месяцы и годы я не только был отличным наездником, но даже на переходах легко мог спать в седле и продолжать движение. А спать всегда очень хотелось, так как мы постоянно не досыпали. Кормили нас по-разному: бывало и хорошо, а бывало приходилось сутками лежать, прижавшись к земле, без еды: днём, когда приезжала полевая кухня, передовую покидать нельзя, а ночью в темноте её и не сыщешь. Так и воевали... Корпус наш был очень мобильным, мы часто и быстро передвигались, а тыловые службы за нами не успевали, порой и вовсе теряли нас.

Я был пулемётчиком – первым номером, а вторым у меня был узбек Джамулаев. Наш полк, да и весь корпус, был многонациональным. Были и русские, и украинцы, и армяне, и белорусы. Но все были едины, «пропитаны» духом Донского казачества.

Было много боёв и сражений - и крупных, и мелких,всего не упомнишь. Прошло столько лет, и многие события перемешались. Какие-то трансформировались в другие, а что-то и вовсе из памяти стёрлось. Особенно запомнился «горячий» бой под Генеральским. Приходилось несколько раз идти в бой и даже врукопашную.

Как-то днём пришлось в одиночку идти через открытую местность, а тут – немецкий самолёт-разведчик, их «рамами» называли. В округе нет никого, и решил фашист безнаказанно расстрелять меня и пошёл на снижение курсом прямо на меня. Но не знал фашистский лётчик, что у меня с собой был пулемёт. Вскинул я свой «дегтярь», да как лупанул по немцу. Он так и дёрнулся в сторону со страху, и очереди его мимо прошли. Потом он ещё пару раз пытался выйти на меня, да я уж наготове был и каждый раз сбивал его с курса. О страхе я и забыл. Думал: «Вот здорово было, если бы сбил его, не вышло. Но из поединка я вышел победителем – фашист набрал высоту и улетел восвояси.

А вот еще один случай. Как-то после длительного перехода, ночью сделали мы остановку на отдых. Прилёг я в окоп и заснул. Просыпаюсь от рокота, а уже светает. Выглядываю из своего укрытия, а передо мной - кресты фашистские – два танка немецких. А наших - никого. Ну, думаю – попал. Рядом кукурузное поле было, так я до него дополз и бегом подальше от танков. Немцы заметили движение и в мою сторону стрельбу открыли. И тут, как чудо, вдруг вижу - из зарослей конь выскакивает. Я к нему. Вскочил на коня – и ищи ветра в поле… Через несколько часов нашёл свой полк, а командир говорит: «А я тебя с довольствия снял - сказали, что ты убит». А я вот он – живой! Меня – казака, конь спас».