Войсковое казачье общество Всевеликое Войско Донское Официальный сайт

Нельзя учить детей по остаточному принципу!

29.06.2016

В Сальске состоялось выездное заседание комиссии по образованию, науке, культуре, национальной политике и делам казачества Общественной палаты Ростовской области.

Возглавил заседание председатель Комиссии Общественной палаты Ростовской области по образованию, науке, культуре, национальной политике и делам казачества – первый проректор по учебной работе ФГБОУ ВО «Ростовский государственный экономический университет (РИНХ)» Николай Кузнецов.

В работе комиссии приняли участие члены комиссии Общественной палаты РО, первый заместитель (товарищ) Войскового атамана Михаил Беспалов, директор департамента по делам казачества и кадетских учебных заведений Ростовской области Александр Палатный, руководители казачьих учебных заведений, представители учреждений высшего и дополнительного образования Ростовской области.

Место проведения - ГБПОУ РО «Сальский казачий кадетский профессиональный лицей» - было выбрано не случайно. Участники совещания единодушно отметили трудоемкую и кропотливую работу руководителя лицея Олега Басова и всего педагогического состава. «Здесь виден порядок, ответственное отношение к делу», - считают члены Общественной палаты Ростовской области.

Но говорили участники заседания в стенах Сальского лицея о наболевшем – проблемах развития среднего профессионального образования. Обсуждение острой темы инициировало войсковое казачье общество «Всевеликое войско Донское». По поручению Войскового атамана Виктора Гончарова Михаил Беспалов посетил казачьи профессиональные училища и лицеи, расположенные на территории Ростовской области. Он отметил, что материально-техническая база осталась на уровне начала 90-х годов ХХ века. И сегодняшний разговор – это только первый шаг в решении проблем среднего профессионального образования.

- Тема настолько актуальная и кричащая, что дальше отступать некуда. Совершенно очевидно, что современным специальностям мы не научим ребят, когда нет материальной базы. Побывав в нескольких казачьих учебных заведениях профессионального образования, я был озабочен ситуацией, в которых они находятся, - отметил первый заместитель (товарищ) Войскового атамана. - В первую очередь, с точки зрения материально-технической базы. Было ощущение возвращения в конец 70-х годов ХХ века, когда в хуторской средней школе было такое же оборудование. Даже лучше! Был новый комбайн, новый трактор, школьные мастерские. Сегодня в наши общеобразовательные школы и кадетские корпуса приходит новое современное оборудование, а большинство профессиональных техникумов и лицеев влачат жалкое существование по остаточному принципу. Техническая и лабораторная база морально и физически устарели. Последняя современная техника приходила в казачьи профессиональные учреждения более 6 лет назад. Казачьему профессиональному образованию нужно развитие, движение вперёд.

Николай Кузнецов, открывая совещание, отметил, что материально-техническая база, кадровый состав казачьих образовательных учреждений действительно остаются главными болевыми точками подготовки рабочих кадров в регионе.

С информацией о проблемах и перспективах развития казачьих кадетских образовательных организаций, реализующих программы среднего профессионального образования, выступила директор Миллеровского казачьего кадетского профессионального училища Валентина Потакова. По её словам, отстала не только материально-техническая база в образовательных учреждениях.

- Мы с болью говорим о развитии среднего специального и профессионального образования в целом. Система подготовки квалифицированных рабочих в казачьих образовательных учреждениях еле устояла, и нам вместе её необходимо возродить, - отметила Валентина Потакова. - Благодаря казачьим образовательным учреждениям на Дону сформировано бережное отношение к казачьим традициям, преподаватели не только обучают детей ремеслу, но и прививают любовь к Родине, казачеству, донской земле.

О повышении конкурентоспособности казачьих кадетских образовательных учреждений за счет расширения спектра реализуемых программ, в том числе из списка самых востребованных профессий, говорил также заслуженный учитель школы РСФСР, в недавнем прошлом руководитель департамента образования Ростовской области, член Общественной палаты Петр Тищенко. По его мнению, первое, чем необходимо заняться в ближайшее время, - провести мониторинг образовательных учреждений на предмет кадрового потенциала. Иначе получение аккредитации на продолжение образовательной деятельности может быть под угрозой.

Депутат Законодательного собрания Ростовской области член Общественной палаты Николай Шевченко подчеркнул, что именно казачье профессиональное образование Дона должно задать тон казачьему образованию в России.

- В наших силах создать такую образовательную структуру, которая будет не только образовывать наших детей, учить молодёжь специальности, но и позволит сохранить духовно-нравственные устои казачества, его уклада жизни, уважение к старшим, толерантность к другим народам, - отметил Николай Шевченко.

Подводя итог встречи, Михаил Беспалов внёс несколько предложений. Одно из них: обратиться к губернатору Ростовской области и объявить 2017 год годом профессионального образования в Ростовской области.

- ВУЗы страны в последние годы выпустили большое количество специалистов в области юриспруденции, экономики, управления. Но с начала 90-х годов мы всё реже стали слышать о совершенствовании среднего профессионального образования и его успехах. В Ростовской области закрылись десятки профессиональных училищ, техникумов и лицеев. Сегодня стало сложно найти квалифицированного слесаря, электрика, фрезеровщика, сварщика даже на самую высокую заработную плату. Рабочие профессии вошли в число непопулярных. Стало непрестижным идти в профучилище, вчерашние школьники стремятся поступать только в вузы. Но, несмотря на все трудности, департамент по делам казачества и кадетских учебных заведений смог сохранить казачьи учреждения профессионального образования. В казачьих техникумах, лицеях недобора нет, - подчеркнул первый заместитель (товарищ) Войскового атаман. - Для многих жителей сельских территорий учреждения профобразования – это единственный способ получить специальность. Нельзя учить детей по остаточному принципу! Восстановление уклада жизни казака – является восстановлением отношения к своей земле. Чтобы и дальше жила наша донская земля и славилась своими героями труда, хлеборобами и механизаторами, виноградарями и животноводами, в наших силах вернуть уважение к рабочим профессиям, любовь к родному краю.

По итогам заседания будет подготовлено обращение в адрес губернатора Ростовской области с предложением дальнейших шагов по развитию региональной системы профессионального образования казачества.