Войсковое казачье общество Всевеликое Войско Донское Официальный сайт

Историки дали оценку расказачиванию

25.01.2019

В Новочеркасске в Атаманском дворце прошёл «круглый стол», посвящённый 100-летию начала политики геноцида в отношении казаков.

Инициаторами проведения «круглого стола» стали Всевеликое войско Донское, Южный научный центр РАН, Новочеркасский музей истории донского казачества, Южный федеральный университет. Также в «круглом столе» приняли участие научные работники Донского государственного технического университета, представители Общества памяти Лейб-гвардии Его императорского величества казачьего полка (Франция), исторического общества «Двуглавый орёл» и Ростовского отделения Российского исторического общества.

Работу «круглого стола» открыл первый заместитель (товарищ) атамана Всевеликого войска Донского казачий полковник М.А. Беспалов, который отметил, что в прошедших накануне панихиде и крестном ходе в Старочеркасской станице приняли участие казаки Всевеликого войска Донского, Союза казаков-воинов России и зарубежья, других общественных казачьих организаций. М.А. Беспалов подчеркнул, что это единство очень важно для даты 24 января, поскольку события столетней давности коснулись каждой казачьей семьи.

Директор Новочеркасского музея истории донского казачества С.А. Сединко отметила, что на протяжении многих лет тема расказачивания была сокрыта от общественности. Тем не менее, на заре возрождения казачества, музей начал активно изучать эту тему и знакомить с ней посетителей. По словам С.А. Сединко, сегодняшний «круглый стол» является первым крупным событием, посвящённым вопросу расказачивания, в котором принимает участие широкий круг учёных.

В ходе «круглого стола» с докладом на тему «Политика расказачивания – геноцид или стратоцид донского казачества» выступил доктор исторических наук, профессор А.В. Венков. По словам Андрея Вадимовича, казачество является очень сложным, многогранным явлением, однозначного ответа на вопрос, кто такие казаки – сословие, народ или этнос – нет до сих пор. Уверенно можно сказать, что этот термин имеет несколько измерений и что на территории Дона, Кубани, Терека и Урала к началу XX века действительно сложились особые субэтносы.

Говоря о расказачивании, А.В. Венков отметил, что процесс расказачивания начался задолго до большевиков. Так, уже во второй половине XIX века царское правительство внимательно изучает состояние казачьего общества, озвучиваются идеи изменения социального положения казаков в рамках существующей системы взаимоотношений внутри российского общества. Однако именно большевики в реализации политики расказачивания впервые применяют по отношению к казакам террористические методы. Как результат, по первому призыву в молодую Донскую армию записывается 95 тысяч казаков.

Во многом, та жестокость, с которой большевики подошли к решению «казачьего вопроса» обусловлена тем, что, по мнению идеологов революции, именно казачество мешало расползанию мирового революционного «пожара». Весной 1919 года на места спускают зловещую инструкцию, которая предписывает подвергнуть уничтожению всех казаков и казачек, которые прямо или косвенно участвовали в сопротивлении советской власти. Учитывая, что объектом террора стало бы практически всё население Дона, не удивительно, что буквально через несколько дней на Верхнем Дону вспыхнуло крупнейшее в истории Гражданской войны антибольшевистское восстание.

Говоря о ходе противостояния на Дону, А.В. Венков отметил, что в ответ на ожесточённое сопротивление казаков партийное руководство Советской России выработало более гибкую политику в отношении казачества, не отказываясь при этом от идеи истребления значительной её части. Большую роль в выработке этой политики сыграло неказачье население Дона и других территорий бывшей Российской империи, которое фактически поощряло и принимало участие в карательных мероприятиях в отношении казаков. Как итог, только в боях погибло 260 тысяч казаков.

Новым витком расказачивания стала коллективизация, а также применение пресловутой статьи 58 Уголовного кодекса РСФСР, которые позволили в 1937 – 1938 годах выбить тех, кто чудом уцелел в годы Гражданской войны.

Говоря о современном состоянии казачества А.В. Венков отметил, что возрождение идёт с огромным скрипом, но серьёзную надежду внушают казачьи кадетские корпуса, которые воспитывают донскую молодёжь в духе славных казачьих традиций.

Доктор исторических наук, профессор А.П. Скорик представил присутствующим доклад на тему «Расказачивание: исторические рубежи и трансформация государственной политики». А.П. Скорик также подчеркнул, что расказачивание является длительным историческим процессом. Неоднородность казачества по социально-экономическому положению признавалась ещё царским правительством, однако именно она в ходе Гражданской войны стала инструментом большевиков, сделавших ставку на «трудовое казачество».

В то же время, столкнувшись с масштабным повстанческим движением, советское руководство было вынуждено неоднократно менять свою политику, прибегая к «заигрыванию» с казаками, которое наиболее проявилось в кампании «За советское казачество». Реабилитированное накануне Великой Отечественной войны, казачество не подверглось депортации, как, например, калмыки, чеченцы или крымские татары, хотя факты участия казаков в войне на стороне нацистской Германии были хорошо известны. Это также говорит о попытках снизить градус напряжённости между советской властью и казаками. Впрочем, уже после войны все казачьи части, воевавшие в составе Советской армии, были расформированы, что также можно рассматривать, как часть политики расказачивания.

Об отражении событий истории донского казачества в годы Гражданской войны в мемориальной культуре присутствующим рассказал доктор исторических наук, профессор Е.Ф.Кринко. В частности, он обратил внимание участников «круглого стола» на то, что на протяжении длительного времени в мемориальной культуре была представлена лишь одна точка зрения на события Гражданской войны. Лишь в начале 1990-х годов начинают появляться памятники и мемориальные доски, повествующие о казаках, которые сопротивлялись советской власти и стали жертвами политики расказачивания. В то же время ряд таких памятников повторяет ту самую советскую ошибку – однобокость. Всё чаще общество сталкивается с попытками новой героизации участников Гражданской войны, но теперь, с другой стороны.

Промежуточный итог работы «круглого стола» подвёл доктор исторических наук, профессор Н.А.Мининков, который высоко оценил доклады участников и подчеркнул высокую актуальность обсуждаемых вопросов.

Своей оценкой событий, связанных с геноцидом казачьего народа, поделился благочинный Новочеркасского округа протоиерей Олег Добринский, который призвал общественность подойти к решению с нравственной и правовой точки зрения и недвусмысленно осудить тех, кто стал вдохновителем и реализатором политики геноцида в отношении казачества.

В завершение перед участниками «круглого стола» выступил председатель Общества памяти Лейб-гвардии Его императорского Величества казачьего полка В.Н. Греков. Он отметил, что казаки зарубежья внимательно следят за теми процессами, которые сегодня происходят в России, не остаются равнодушными к процессу возрождения казачества. Пользуясь случаем, В.Н. Греков передал в дар Новочеркасскому музею истории Донского казачества памятную тарелку, выпущенную Обществом памяти Лейб-гвардии Его императорского Величества казачьего полка по случаю 100-летия боевого крещения полка в составе молодой Донской армии, которое состоялось 19 января 1919 года под хутором Мечётным.