Войсковое казачье общество Всевеликое Войско Донское Официальный сайт

Неистовый Боклю или Донской Суворов

10.01.2024

В войсковом казачьем обществе «Всевеликое войско Донское» 2024 год объявлен Годом героя Кавказской войны генерала Якова Петровича Бакланова.

В 2024 году донские казаки отмечают 215 годовщину со дня рождения Якова Петровича Бакланова. Несколько лет назад во Всевеликом войске Донском появилась традиция приурочивать важные для казаков события к наступающему году. Так в Войске отмечался Год 450-летнего служения донских казаков Государству Российскому, Год легендарного атамана М.И.Платова и др.. Наступивший год назван в честь Героя Кавказской и Крымской кампаний, неистового рубаки и мудрого полководца, положившего свою жизнь и судьбу на алтарь служения Отечеству.

42 года прослужил Отечеству и около 30 лет провёл в боях. Неоднократно был ранен и близок к смерти. Человек войны – так говорили о нем при жизни.

«Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь!». Эти слова из молитвословия «Символ веры», в котором отражены основы православной веры, стали флагом и девизом безудержной смелости донского казака, генерала Якова Петровича Бакланова.

Я.П. Бакланов родился на Дону в марте 1809 году в станице Гугнинской (ныне – Баклановская) и происходил из дворян Войска Донского. Его отец Пётр Дмитриевич Бакланов был из казачьих детей, дослужившийся до полковничьего чина. Мать — казачка Устинья Малахова.

На службу вступил урядником в 1-й Донской казачий полк (Попова) в мае 1824 года. В боях Бакланов отличался храбростью, дерзостью и презрением к смерти. В 1831 году был произведён в сотники.

К 1828 году казак получает погоны хорунжего. За освобождение турецких городов Месемврии и Анхиало (ныне Несебр и Поморие в Болгарии) Яков Петрович награждается орденами Св.Анны 3-й и 4-й степеней.

В 1834 полк Бакланова перевели на Кавказ. Выполняя боевое задание в закубанских аулах, казаки наткнулись на большой отряд горцев, которых оказалось больше в несколько раз. За час отряд Бакланова отбил десять атак неприятеля. Не имея патронов, Бакланов и казаки ударили в пики. Опрокинув врага, казаки гнали неприятеля ещё пятнадцать вёрст. О своей стратегии в войне против горцев Бакланов говорил так: «Вера в Бога, скрытность движения, быстрота, затем смелый удар по первому влечению сердца».

Горцы прозвали своего заклятого недруга — Даджал (Сатана) и считали его заговоренным от смерти. Один только вид «Шайтана-Боклю (Лев) наводил на них мистический и суеверный ужас — два метра роста, богатырское сложение, изрытое оспой лицо, огромный нос, кустистые брови, густые длинные усы, переходящие в бакенбарды, которые зловеще развевались на ветру, и в кумачовой рубахе — он был в их глазах живым воплощением и посланцем ада. В песнях и легендах, сложенных на Кавказе о русском герое, прославлялся страшный «Баклановский» удар, рассекавший врага от плеча до седла.

Известный среди горцев стрелок Джанем, специально посланный Шамилем, поклялся на Коране уложить ненавистного «Боклю» с первого выстрела и похвалялся, что с пятидесяти шагов разбивает куриное яйцо, на это наслышанные о двухметровом казаке горцы спокойно отвечали, что Бакланов и в муху попадет шагов со ста пятидесяти. Поединок произошел на холме у реки Мичик. Яков Петрович предстал перед Джанемом на лошади. В решающий момент чеченский снайпер замешкался и сделал два неточных выстрела. Бакланов, не спешиваясь, спокойно прицелился и пустил сопернику пулю между глаз. Когда Бакланов, повернув лошадь, начал спускаться с холма, в русских войсках загремело ура!.. Чеченцы, махая папахами, выскочили на завалы, били в ладони и оглашали воздух неистовым: «Якши, Боклю!.. Малодэц, Боклю!..»

В 1845 Бакланова назначают командиром 20-го полка. В полку он устанавливает строгую дисциплину и порядок: все казаки, служившие при штабах денщиками и вестовыми, возвращаются в строй; вводятся занятия по саперному и артиллерийскому делу; устанавливается строжайший контроль по содержанию коней. На личные деньги Бакланов покупает казаками обмундирование и оружие.

Личным знаменем Бакланова, наводившим на горцев ужас, стало черное полотнище, на котором были изображены голова Адама, перекрещенные кости и круговая надпись: « ». На чеченцев знамя наводило панический страх и ужас: «Да если бы вы боялись Аллаха так же, как Бакланова, давно были бы святыми!» - попрекал горцев Шамиль.

В 1855 году Бакланов был направлен на кавказский театр Крымской войны. При штурме крепости Карс Бакланов был контужен, но остался в строю. За отличие и мужество при штурме вражеских позиций, он был награжден орденом св. Анны 1-й степени, а в 1860 году был произведен в генерал-лейтенанты.

Во время Польского восстания в 1863 году, Бакланова назначили командующим донскими полками в Виленском округе. В Польше Яков Петрович действовал совершенно иными методами, чем в Чечне. Он высказал себя суровым, но в высшей степени справедливым начальником. Вопреки предписаниям он не конфисковал без разбора имение повстанцев, но по возможности учреждал опеки над малолетними детьми сосланных поляков и сохранял за ними имущество. Генерал-Губернатору Польши Муравьеву, Бакланов бестрашно сказал: «Вы можете меня и под суд отдать, и без прошения уволить, но я скажу одно: целью моей было так поступать, чтобы на имя Русской армии не легло никакого пятна, и совесть моя говорит, что я добился успеха.» Такой ответ вызвал признательность Муравьева.

С 1867 года Яков Петрович доживал свой век в Санкт-Петербурге — всю свою генеральскую пенсию он раздавал увеченным воинам и нищим. 18 октября1873 года не стало казака-богатыря. Его похоронили в Петербурге в Новодевичьем монастыре и там его друзья поставили над могилой памятник.

На гранитной скале брошена кавказская бурка и на нее донская папаха. Под папахой лежит знаменитый баклановский черный значок. В 1911 году прах героя был торжественно перевезен в Новочеркасск и перезахоронен в войсковом соборе рядом с могилой М. И. Платова. В казачьей столице тогда же появился проспект Бакланова, а родная станица генерала — Гугнинская стала впредь именоваться Баклановской…