Войсковое казачье общество Всевеликое Войско Донское Официальный сайт

Окончание Смуты

04.03.2020

5 марта (21 февраля) 1613 г. Донские казаки решили спорный вопрос об избрании на русский престол М.Ф. Романова.

Донские казаки издавна играют заметную роль в жизни и судьбе Российского государства. Одними из первых их ярких подвигов можно назвать помощь дружинам Дмитрия Донского в Куликовской битве, участие во взятии Казани и присоединение обширной Сибири к владениям московского царя. Не менее значимой была роль Донцов в преодолении Смуты – гражданского вооружённого противостояния в России в начале XVII века, которое грозило полным уничтожением страны.

После изгнания польских отрядов из Москвы предводители русских ополченцев и примкнувших к ним отрядов Донских казаков князья Пожарский и Трубецкой разослали по всем городам государства грамоты, призывавшие в столицу духовные власти и выборных людей на «совет всей земли». Перед собранием стояли непростые задачи: лежавшая в руинах Русь нуждалась в восстановлении, немыслимом без единого крепкого хозяина. В самом начале 1613 г. стали съезжаться в Москву выборные делегаты. В.О. Ключевский отмечал: «Это был первый бесспорно всесословный земский собор с участием посадских и даже сельских обывателей».

Когда выборные съехались, был назначен трехдневный пост, которым представители Русской земли хотели очиститься от грехов Смуты перед принятием важнейших решений для будущих поколений. По окончании поста начались совещания. Первый вопрос, поставленный на соборе, выбирать ли царя из иноземных королевских домов, решили отрицательно, приговорили: ни польского, ни шведского королевича, ни иных немецких вер и ни из каких неправославных государств на Московское государство не выбирать, как и «Маринкина сына» – «ворёнка Ивана», сына Марины Мнишек, вдовы Лжедмитрия I. Этот приговор разрушал замыслы сторонников королевича Владислава. Но выбрать и своего природного русского государя было нелегко. Памятники, близкие к тому времени, изображают ход этого дела на соборе не светлыми красками. Единомыслия не оказалось. Было большое волнение; каждый хотел по своей мысли делать, каждый говорил за своего; одни предлагали того, другие этого, все разноречили; придумывали, кого бы выбрать, перебирали великие роды, но ни на ком не могли согласиться и так потеряли немало дней.

Многие вельможи и даже рядовые дворяне подкупали избирателей, засылали с подарками и обещаниями. По избрании Михаила соборная депутация, просившая инокиню-мать благословить сына на царство, на упрек ее, что московские люди «измалодушествовались», отвечала, что теперь они «наказались», проучены, образумились и пришли в соединение. Соборные происки, козни и раздоры совсем не оправдывали благодушного уверения соборных послов. Собор распался на партии между великородными искателями, из которых более поздние известия называют князей Голицына, Мстиславского, Воротынского, Трубецкого, Михаила Фёдоровича Романова. Сам, «скромный по отечеству и характеру», князь Пожарский тоже, говорили, искал престола и потратил немало денег на происки. Наиболее серьезный кандидат по способностям и знатности, кн. В. В. Голицын, был в польском плену, кн. Мстиславский отказывался; из остальных выбирать было некого. Московское государство выходило из страшной Смуты без героев; его выводили из беды добрые, но посредственные люди. Князь Пожарский был не Борис Годунов, а Михаил Романов - не князь Скопин-Шуйский.

При недостатке настоящих сил дело решалось предрассудком и интригой. В то время как собор разбивался на партии, не зная, кого выбрать, в него вдруг пошли одно за другим «писания», петиции за Михаила от дворян, больших купцов, от городов Северской земли.

Видя эту нерешительность и игру подкупов и лживых обещаний, казаки приняли единственно верное решение: вмешаться в дело выборов и взять ответственность за избрание царя на свои плечи. В деле царского избрания Донские казаки проявили себя патриотами, решительно восстали против царя из чужеземцев, намечали, «примеривали» настоящих русских кандидатов, в том числе, Михаила Романова, отец которого Филарет был провозглашен патриархом. После попыток самозванцев подчинить Русь Ватикану Донские казаки, естественно, хотели видеть на престоле московском подлинно православного государя.

Сам по себе Михаил, 16-летний мальчик, ничем не выдававшийся, мог иметь мало видов на престол, однако, именно на него пал выбор казаков. Против Михаила были многие члены собора, хотя он давно считался кандидатом и на него указывал еще патриарх Гермоген, как на желательного преемника царя В. Шуйского. В это время из рядов выборных выделился донской атаман Феофилакт Межаков и, подойдя к столу, положил на него грамоту. «Какое это писание ты подал, атаман?» - спросил его кн. Д. М. Пожарский. «О природном царе Михаиле Федоровиче», - отвечал атаман. Этот атаман будто бы и решил дело: «прочетше писание атаманское и бысть у всех согласен и единомыслен совет», - как пишет один бытописатель. Михаила провозгласили избранным царем. Так, благодаря подлинному патриотизму Донских казаков, их умению отстаивать государственные интересы благополучно завершился один из самых тяжёлых периодов отечественной истории.