Войсковое казачье общество Всевеликое Войско Донское Официальный сайт

2020-й – Год пяти юбилеев

27.08.2019

В пресс-центре информационного агентства «Интерфакс-Юг» состоялась пресс-конференция атамана Всевеликого войска Донского казачьего генерала В.Г. Гончарова.

Центральной темой пресс-конференции стало обсуждение событий предстоящего юбилейного года.

Интерфакс-Юг: Наша встреча проходит накануне 1 сентября. Это не только День знаний, но также День Донской иконы Божией Матери. А с 2010 года в этот день также отмечается День российского казачества. Следующий 2020 год обещает быть очень богатым на юбилеи. Расскажите об этом.

В.Г. Гончаров: День российского казачества был учреждён в 2010 году по инициативе патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он приурочен ко Дню Донской иконы Божией Матери. Как мы помним из истории, в 1380 году казаки московскому князю Дмитрию Ивановичу преподнесли этот святой образ накануне Куликовского сражения. Сегодня эта икона является наиболее почитаемой казаками. По инициативе атамана Астраханского округа и духовенства Астраханской митрополии, которое было поддержано Советом атаманов Всевеликого войска Донского и главой Донской митрополии, в Астрахань накануне праздника будет доставлен список чудотворной Донской иконы Божией Матери. В период пребывания святого образа в Астрахани верующие смогут поклониться святой нашей заступнице Богородице. Непосредственно 1 сентября образ будет доставлен в недавно построенный храм Донской иконы Божией Матери, который был возведён рядом с Астраханским атамана Ивана Бирюкова казачьим кадетским корпусом, где состоится освящение храма духовенством Астраханской митрополии. Кроме того, накануне этих торжественных мероприятий в Астрахани пройдут заседания Совета атаманов и Совета стариков Всевеликого войска Донского.

Как Вы верно сказали, у нас приближается 2020 год, в течение которого будет очень много юбилеев. Это, прежде всего, 450-летие служения донских казаков Российскому государству, 215-летие со дня основания донским атаманом М.И. Платовым города Новочеркасска, 100-летие исхода донских казаков в эмиграцию и 30-летие казачьего возрождения на Дону, а также целый ряд дат, которые также будут широко отмечаться в 2020 году. Всевеликое войско Донское готовится ко всем этим датам. Напомню, что в истории Дона праздновалось только 300-летие служения донских казаков Российскому государству, тогда Новочеркасск посетил наследник престола, цесаревич Александр – будущий император Александр III. Понятно, что в 1920 году было не до празднования. В 1970 году, несмотря на всю напряжённость, которая имелась между казаками и советской властью, после письма Михаила Шолохова генеральному секретарю ЦК КПСС Л.И. Брежневу, был учреждён Старочеркасский историко-архитектурный музей-заповедник, который, кстати, в этом году тоже отмечает юбилей. Иначе говоря, в 2020 году по-настоящему мы отметим эту важную веху в истории Дона и России впервые за сто лет. В рамках этого празднования также на Донской земле в шестой раз пройдёт Всемирный конгресс казаков.

Интерфакс-Юг: Вы неоднократно заявляли, что одним из направлений деятельности Всевеликого войска Донского является возвращение казаков на государственную службу. Как сейчас с этим обстоит дело?

В.Г. Гончаров: Вы знаете, что учреждено Всероссийское казачье общество, учредителями которого стали все войсковые казачьи общества современной России. В Москве будет создан штаб Всероссийского казачьего общества, на который будут возложены задачи по взаимодействию с федеральными органами исполнительной власти в части организации государственной службы. На протяжении всех тридцати лет возрождения мы этой работой занимались. На сегодняшний день на территории четырёх субъектов федерации у нас действует 391 казачье общество, которые объединяют более 33,5 тысячи казаков. В разных регионах по-разному воспринимается государственная служба. Мы ждём начала работы штаба Всероссийского казачьего общества, а также тех изменений в законодательстве, которые позволили бы более активно привлекать казаков к несению государственной службы.

Комсомольская правда: Скажите, как отразится создание Всероссийского казачьего общества на деятельности Всевеликого войска Донского? Сохранится самостоятельность или появятся какие-то рамки?

В.Г. Гончаров: Все войсковые казачьи общества являются самостоятельными некоммерческими организациями. Каждой из первичных казачьих обществ в составе Всевеликого войска Донского также является самостоятельными юридическими лицами, которые в традициях казачьей демократии определяет направления своей жизнедеятельности. Штаб Войска старается как можно меньше вмешиваться в деятельность наших казачьих обществ. Естественно, периодически перед нами ставятся задачи, которые мы отрабатываем. На постоянной основе в муниципальных образованиях Ростовской области несёт службу казачьи дружины по охране общественного порядка, казаки привлекаются к природоохранной деятельности, профилактике и тушению природных пожаров. В рамках эксперимента Министерства обороны и Всевеликого войска Донского создана казачья рота территориальной обороны штатной численностью 125 человек. На протяжении последних четырёх лет казаки роты принимали участие в стратегических командно-штабных учениях на территории Ростовской, Калининградской и Сахалинской областей. В настоящее время казачья рота также находится на сборах, в рамках которых вновь примет участие в манёврах – на этот раз на территории Центрального военного округа. В случае какого-то экстремального сценария такие взвода территориальной обороны, созданные в каждом из юртовых и городских казачьих обществ, займут свою нишу в обеспечении безопасности населения на территории наших четырёх субъектов. Роль штаба Всероссийского казачьего общества – координировать действия всех войсковых казачьих обществ. У нас рядом находятся Кубанское и Терское войсковые казачьи общества, и нам требуется координационный центр, который позволит организовать эффективное взаимодействие между нашими казачьими обществами.

РИА Новости: Заявлялось, что казаки хотят установить памятник Элине Быстрицкой. Действительно ли есть такие планы? Если да, то когда, где и в каком виде он может появиться?

В.Г. Гончаров: Подобные вопросы во Всевеликом войске Донском обсуждаются на Историческом совете. Я считаю, что казаки могли бы взять на себя вопрос создания памятника Быстрицкой. Однако в настоящее время такие инициативы в адрес Исторического совета не поступали. Если такая инициатива будет, мы естественно её рассмотрим. У нас в планах есть замена памятника атаману М.И. Платову на площади Ермака в городе Новочеркасске, а также ещё ряд проектов, которые находятся на рассмотрении Исторического совета.

ИА Красная весна: Как Вы относитесь к участию казаков в Великой Отечественной войне на стороне вермахта и почему нет противодействия героизации казаков вермахта, в частности памятнику атаману П.Н. Красному в станице Еланской?

В.Г. Гончаров: Люди, которые воевали на стороне нацистской Германии в годы Второй мировой войны лично для меня являются предателями. В своё время атаман П.Н. Краснов многое сделал для России и Дона, но став на сторону Германии в годы войны, он стал в ряды предателей своего Отечества. Позиция Войска Донского по этому вопросу чёткая: очень непростая была судьба у казаков в XX веке, но участие в войне против России однозначно является предательством. Что касается противодействия, то оно может производиться только в рамках Закона. Если там есть нарушения действующего законодательства, то этим должны заняться органы, имеющие на то полномочия, должно быть принято какое-то процессуальное решение. Всевеликое войско Донское не имеет таких полномочий. На сегодняшний день место это уже существует, памятник уже установлен. Казаки Всевеликого войска Донского штурмом брать музей в Еланской станице не будут, потому что это будут противоправные действия.

Донньюс: Скажите, могут ли накануне такого большого количества юбилейных дат казаки-дружинники ожидать повышения заработной платы. Ещё в мае казаки-дружинники Ростова-на-Дону жаловались, что они получают в два раза меньше их коллег из Краснодарского края.

В.Г. Гончаров: Казачьих дружины в Ростовской области работают в рамках тех лимитов, которые предусмотрены региональным бюджетом. Конечно, мы будет ходатайствовать перед региональными властями об увеличении средств на содержание казачьих дружин в следующем году. На сегодняшний день казаки-дружинники получают очень скромную зарплату – около 12 тысяч рублей, что гораздо ниже средней заработной платы по Ростовской области. Естественно, мы стараемся обеспечить казаков-дружинников дополнительной работой. Создано охранное предприятие «Бекет», но трудоустроить всех казаков мы, конечно, не сможем, потому что рынок охранных услуг конкурентный. На сегодняшний день нами взяты под охрану около ста объектов, трудоустроено сто казаков-дружинников.

Донньюс: А какая сумма заложена на развитие казачества в бюджете на 2019 – 2020 года?

В.Г. Гончаров: На содержание казачьих дружин в 2019 году заложено порядка 229 миллионов рублей, казачьих кадетских корпусов – до 600 миллионов рублей.

Интерфакс-Юг: Хотелось бы немного по юбилеям уточнить. Какие праздничные мероприятия пройдут в 2020 году.

В.Г. Гончаров: У нас запланирован комплекс торжеств. Это череда мероприятий в рамках 75-летия Победы в Великой Отечественной войне, в частности, конный переход по местам боёв 5-го гвардейского Донского казачьего кавалерийского корпуса. Это ставшие традиционными Шермиции. Это многочисленные этнокультурные и фольклорные праздники. Отдельная программа праздничных мероприятий у казачьей детско-молодёжной организации «Донцы», которая объединяет порядка десяти тысяч молодых казаков.

ТАСС: Вы говорили об установке памятника М.И. Платову в городе Новочеркасске. Скажите, когда планируется это сделать и к какой дате приурочить это событие?

В.Г. Гончаров: Мы не планируем приурочивать открытие памятника к какой-то дате или событию. Есть понимание, что тот памятник, которые ныне стоит на площади Ермака не соответствует масштабу личности атамана М.И. Платова, не соответствует площади Ермака, не соответствует Вознесенскому Войсковому собору и вообще выбивается из того архитектурного ансамбля, который там сегодня есть. Этот памятник готовился изначально для установки в Старочеркасской станице, где он был бы более уместным. Существующее положение необходимо поправить, установив там достойный памятник. Существующая же скульптура будет установлена в Старочеркасской, как это и планировалось когда-то. Но, подчеркну, это не дёшево и не быстро.

Комсомольская правда: Вопрос по казачьему образованию. Считаете ли Вы ту систему, которая есть в регионе, выстроенной.

В.Г. Гончаров: Я думаю, она близка к идеалу. Сегодня мы видим высокую востребованность казачьего образования. Непрерывная система казачьего образования сегодня включает все звенья – детский сад, школу, кадетский корпус, среднее специальное и высшее учебное заведение. В Южно-Российском государственном политехническом университете (НПИ) имени атамана М.И. Платова активно реализуется казачий этнокультурный компонент, создана казачья сотня из числа студентов Военного института. Хочу сейчас вспомнить ректора университета Передерия В.Г., который приложил много усилий для реализации этого проекта. Непосредственно перед своим безвременным уходом он успел получить штандарт Лейб-гвардии Его императорского величества казачьего полка, который был передан в Новочеркасск Обществом памяти полка, которое находится в парижском пригороде Курбевуа. Сегодня по решению Общества памяти Лейб-гвардии Его императорского Величества казачьего полка казаки-студенты, входящие в казачью сотню, имеют право на ношение исторической формы лейб-казаков. При завершении учёбы студентам ЮРГПУ (НПИ) имени атамана М.И. Платова присваивается лейтенантское звание и казачий чин хорунжего. Это всегда торжественное событие, которое не просто остаётся в памяти студентов, но зачастую меняет их жизнь, подталкивает к осознанному выбору служения на благо Отечества.

Комсомольская правда: В настоящее время на территории Волгоградской и Ростовской областей существует ряд воинских частей, имеющих в своём названии наименование «казачий» и комплектуемых за счёт казаков Всевеликого войска Донского. Есть ли на сегодняшний день планы по увеличению перечня подобные воинских частей?

В.Г. Гончаров: Считаю, что как и в случае с казачьим образований, увлекаться не надо. Действительно есть определённые воинские части, которые имеют такое наименование, мы с ними активно работаем, там проходят службу наши молодые казаки. Но превращать все воинские части на территории наших регионов в казачьи я считаю чрезмерным.

ИА Красная весна: Как Вы относитесь к чаянию определённой категории казачества, что казачество не выделяют в отдельный народ? Считаете ли Вы казачество отдельным народом?

В.Г. Гончаров: Это очень сложный вопрос. Когда у нас была последняя перепись населения, я с женой поссорился. Потому что я с сыновьями в графе «Национальность» написали «казак», а она написала «русская». История казачества очень сложная, и учёные разные её события трактуют по-разному. Общеизвестно, что до XVII века на Дону было двуязычие – люди говорили и на русском, и на татарском. Это не значит, что казаки были татарами. Просто этот язык был востребован в Степи. Потом на протяжении нескольких веков происходила славянизация Дона, поэтому у всех казаков в жилах течёт и русская кровь. Лично я считаю себя казаком, но понимаю, что я также и русский.

Донньюс: В последний год произошёл ряд скандалов вокруг того, что казачьи общества, воспользовались правом выделения земельных участков на льготных условиях и сдавали их в субаренду. Хотелось бы узнать, предприняты ли какие-то меры для пресечения такой практики.

В.Г. Гончаров: Нужно сказать, что нарушением это не является. В ряде муниципальных образований действительно есть норма, ограничивающее право на субаренду. Там, где это не было прописано, сдача земельных участков казачьими обществами в субаренду не является нарушением, что подтвердила судебная практика. Нужно также понимать, что земельные участки, которые сдавались в аренду, очень сложно казачьим обществам обрабатывать самостоятельно. Сегодня в аренде казачьих обществ Всевеликого войска Донского находится порядка 12 тысяч гектаров земли. Цифра вроде бы большая. Но на практике, это участки размером 50 – 100 гектаров. Построить какие-то успешное хозяйство на такой площади просто невозможно – даже трактор не купишь. Несмотря на то, что прямого запрета на субаренду нет, мы приняли решение полностью отказаться от такой практики. Сейчас идёт переоформление этих земельных участков, их вывод из пользования сторонними арендаторами.

Напомню, как оно было с землёй у казаков до 1917 года. У каждого казака был надел, он его обрабатывал, доход позволял подготовить казака к строевой службе, включая приобретение лошади, амуниции и казачьего оружия. Потом в результате революции и Гражданской войны казаки своей земли лишились. Последнее забрали в ходе коллективизации, половину ещё живых казаков отправили в лагеря. На протяжении нескольких десятилетий действовали колхозы. Потом начался процесс приватизации, в результате которого земля оказалась преимущественно в частных руках. А сейчас получается, что земли для казаков вовсе нет. В лучшем случае клочки по 50 – 100 гектаров, часто вообще не поддающиеся какой-то обработке. Что могут сделать с такой землёй казаки? Найти фермера, который за символические деньги возьмёт этот клочок казачьей земли в субаренду. Сейчас субаренду мы запретили. Ждём, что до конца года эти участки будут либо обрабатываться непосредственно казачьими обществами, либо возвращена собственнику, то есть муниципальным образованиям.

Комсомольская правда: А удачные есть примеры казачьего хозяйствования?

В.Г. Гончаров: В Волгоградской области есть ряд положительных примеров. В Ростовской области это Зерноградский район. Но, повторюсь, чтобы организовать более или менее успешное хозяйство нужен участок минимум 1000 гектаров. А на клочках по 50 – 100 гектаров это очень сложно. Это и заставляет казаков искать какие-то возможности для партнёрства с крупными фермерами, чтобы хоть как-то зарабатывать. Больших денег там нет, в лучшем случае на проведение какого-то районного казачьего мероприятия.

РИА Новости: Несколько лет назад активно обсуждалось намерение казаков перезахоронить прах Николая Туроверова на Дону. Есть ли какое-то продвижение по этому вопросу?

В.Г. Гончаров: Сложнейшая история. Мы пытались в ней разобраться, найти понимание по этому вопросу с представителями семьи Туроверовых, Обществом памяти Лейб-гвардии Его императорского Величества казачьего полка. Во-первых, мы можем создать напряжение во Франции, потому что не все родственники Николая Туроверова считают акт перезахоронения правильным. Во-вторых, нет однозначного прочтения его завещания. Я сам читал этот документ, из которого довольно не просто понять его последнюю волю. С нашей стороны есть меценаты, которые готовы взять на себя расходы по перезахоронению Николая Туроверова, но главным требованием является полное урегулирование вопроса со всеми родственниками и представителями казачьего зарубежья. Пока такого единения нет, производить перезахоронение, а это такой акт сугубо религиозный, всё-таки не стоит.

РИА Новости: Ведутся ли переговоры с представителями зарубежья о возврате каких-то казачьих реликвий на Дон?

В.Г. Гончаров: Вопрос о возврате реликвий пока не ставим. Сегодня за рубежом живут казаки, это тоже часть их истории. Было бы неправильно лишать их этой истории. При этом мы активно контактируем. Наши лучшие кадеты посещают музей Лейб-гвардии Его императорского Величества казачьего полка в Курбевуа, кладбище в Сент-Женевьев-де-Буа. Это часть нашей истории, может быть довольно горькая её страница, но всё же это наша общая история.

Блокнот.Ростов: У нас в области есть реестровые и нереестровые казаки. Некоторые из них не признают законов, становясь источниками каких-то скандалов. Взаимодействуете ли Вы с такими казаками?

В.Г. Гончаров: Мы понимаем, что различные политические силы хотели бы втянуть казаков в орбиту своего влияния, чтобы сделать какой-то скандал или провокацию. Это происходило с начала 90-х годов, происходит это и сейчас. Есть глубокоуважаемые мной казачьи сообщества, не имеющие отношение к реестру казачьих обществ в Российской Федерации, но которые занимаются сохранением истории и культуры донских казаков. А есть те, которые не прочь быть использованными в политических целях. Сегодняшняя модель взаимодействия Войска, власти и общества очень простая: хочешь служить Отечеству – иди в реестр, не хочешь – не служи, работай на земле, занимайся сохранением культуры, традиций и истории казаков. Но вот этот третий путь – быть орудием в руках каких-то политических сил – мне не понятен, полезным его для самих казаков я назвать не могу. Жаль, что казаки позволяют себя использовать. Но, повторюсь, с казачьими организациями, с казачьей общественностью, которая не принадлежит к реестру, мы работали и будем работать.